Золото Алдана
Зиганшин, К. Ф.

- Категория: Личное мнение
- Автор: Ирина Гришунина
- Примечание: 16+
Просмотры: 56
Обзор
Зиганшин К. Ф. Золото Алдана : трилогия / Камиль Зиганшин ; [иллюстрации П. Высоцкого]. - Издание переработанное и дополненное. - Москва : Престиж Бук, 2021. - 846, [1] с. : ил. - 16+.
Аннотация: Раскол и Раскольники, - всякое слово о них вызывает неподдельный интерес, ибо это явление - пример необычайной силы духа и многовековой преданности своей вере. Трилогия, состоящая из романов "Скитники", "Золото Алдана", "Хождение к Студёному морю", написана сочным, образным языком, а благодаря увлекательному сюжету читается легко и с удовольствием. В первой книге читатель знакомится со старообрядческой общиной, зародившейся в Ветлужских лесах в середине XIX века, одолевшей трудный путь через Урал, Сибирь и обосновавшейся в Забайкальском крае, оттеснённой затем в глушь Алданского нагорья и там хоронящейся по сию пору. Во второй - "Золото Алдана" - повествуется о драматических событиях в жизни общины в период с 1922 по 1955 год, в тесном переплетении с судьбой отряда белогвардейцев, укрывшегося в тайге после разгрома армии генерала Пепеляева. В романе "Хождение к Студёному морю" главный герой трилогии, потерявший к тому времени ногу, решает всё-таки исполнить свою детскую мечту и отправляется к Ледовитому океану. В пути он попадает в сложные ситуации, находит друзей среди эвенков, якутов, потомков русских землепроходцов, юкагиров, чукчей и благодаря их помощи достигает не только океана, но и Чукотского Носа (мыса Дежнёва).
Где почитать: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, библиотеки № 16, 23
В трех продолжающих друг друга частях романа-эпопеи рассказывается о жизни нескольких поколений одной общины староверов, которая зарождается в лесах Нижегородской губернии в начале 19 века. Спасаясь от гонений из-за приверженности старой вере, совершают труднейший переход (пешком!) через Урал, Сибирь, обосновавшись в Забайкалье в глуши Алданского нагорья Якутии. Автор, Камиль Зиганшин, интересная личность, путешественник, любитель экстремальных походов, писатель, лауреат премии Президента в области литературы и искусства, Большой литературной премии России, литературной премии им. В.Г. Распутина и др. Прекрасно знаком с деталями быта, особенностями взаимоотношений старообрядцев друг с другом и с посторонними людьми. Когда-то много лет назад старообрядцы спасли автора и его друга – молодых путешественников в отрогах древнего хребта Сихотэ-Алиня – от голодной смерти. Отсюда становится понятен интерес к жизни староверов и внимания к деталям жизни северных народов.
Автор трилогии рассказывает о событиях жизни староверов в период становления советской власти и до середины 50-х годов, время, когда окружающий мир стремительно менялся. Но даже жизнь в глуши не спасает от встречи с окружающим миром. Несмотря на верность религиозным правилам и ценностям, это живые люди и они, бывает, оступаются. Главному герою скитнику Корнею приходится пережить тяжелые испытания. Поддавшись искушению, он уходит из семьи, покидает общину, но очень скоро понимает, что оторвавшись от корней и привычной среды, теряет почву под ногами, ибо «…нельзя осчастливить дальних, делая несчастными ближних». Но испытания не сломили его, заложенные основы помогают выстоять и вернуться, не только в семью, но к себе настоящему.
В самой увлекательной, на мой взгляд, части трилогии «Студеное море» описывается путешествие Корнея (к тому времени потерявшего в тайге ногу), на самолично сделанном протезе к Студеному морю (Ледовитому океану). Пешком через леса и горы, на плоту, на лодке, на собачьей упряжке, на буксире по Лене, Корней отправляется через всю Сибирь к Ледовитому океану, полный решимости исполнить свою и своего отца заветную мечту. Попадая в сложные ситуации, он находит друзей среди эвенков, якутов, потомков русских землепроходцев, юкагиров, чукчей и благодаря их помощи достигает не только океана, но и Чукотского Носа (мыс Дежнева).
В романе присутствует большое количество географических, этнографических, исторических деталей. Вот буквально несколько моментов. Маленькая сноска в первой части: «В старообрядческих общинах, как правило, не принято целоваться, а только «ликоваться» – то есть щекой прикладываться к щеке другого». В конце третьей части автор упоминает «Манифест Николая II о веротерпимости и Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 года, узаконивший в правах старообрядчество», после которого прекратились гонения на старообрядцев, продолжавшееся до момента Манифеста более двух веков после церковной реформы.
Жизнь и быт северных народов, маленьких русских поселений на берегах рек и Ледовитого океана: «…на Севере слово «рыба» и «еда» – синонимы. Если человек говорит «без еды сижу» – значит без рыбы, а «без рыбы» – значит без еды. Тут и сир, муксун и здоровущие нельмы. Не говоря уж про такой «мусор» как налим, щука – их берут лишь собакам».
Великолепное описание природы Восточной Сибири, восхищение ее красотой и могуществом. Поэтичное описание ледохода, северного сияния.
Всем любителям путешествий и желающих узнать что-то новое про далекий Север, историю рекомендую к прочтению.
Ирина Гришунина,
ведущий библиотекарь отдела комплектования