Повесть о жизни
Паустовский, К. Г.

- Категория: Личное мнение
- Автор: А.Г. Дарутина
- Примечание: 16+
Просмотры: 8
Обзор
Паустовский, К. Г. (1892-1968). Повесть о жизни. Кн. 1-6 / Константин Паустовский. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2023. - 1178, [2] с. ; 22 см. - (Русская литература. Большие книги). - 16+
Аннотация: Константин Паустовский - выдающийся русский писатель, чьи романы, повести, рассказы и очерки по праву считаются классикой отечественной литературы ХХ века и неоднократно переводились на многие языки мира, автор замечательной лирико-автобиографической прозы, исполненной любви к русской природе и русской культуре. Для советских читателей Паустовский - это олицетворение человеческого и писательского благородства, совесть эпохи. Он неоднократно номинировался на Нобелевскую премию в области литературы и только по политическим причинам не получил эту почетную награду. Над "Повестью о жизни", одним из главных своих произведений, Паустовский работал 18 лет. По словам Константина Кедрова, "в первых главах "Повести о жизни" Паустовский угадал возрождение русской литературы". Перед нами проходит жизнь писателя - с детских лет и до того времени, когда он осознает свой литературный успех. Автобиографизм, личное соединяются здесь с историческим и общезначимым, размышления о прошлом - с днем сегодняшним.
Где почитать: Зал художественной литературы ЦГБ им. А.С. Пушкина, библиотеки № 2, 15, 16, 23, библиотека (универсальная) № 3 им. П.А. Суханова, библиотека (универсальная) №11 им. Ч.Т. Айтматова, библиотека (универсальная) № 21 им. Н.М. Рубцова.
Начну с того, что это биографическое, но всё же художественное произведение. Поэтому великолепный слог, яркие образы, которым оно наполнено, создают впечатляющую картину исторических событий конца XIX и первой трети XX века. В центре повествования – сам автор, начала ребенок, потом юноша, а после взрослый мужчина. Удивительно, как подробно он описывает свои воспоминания. Вместе с Константином Георгиевичем слушаешь дедушкины истории, чувствуешь тепло лета и слабый дымок на пасеке деда в Городище, свист пуль во взбудораженной Москве и душераздирающий крик страха перед погромом в Киеве, плывешь в шторм на готовом вот-вот треснуть пароходе «Дмитрий», замерзаешь в голодном Севастополе...
Но не стоит воспринимать это произведение как документальную повесть. Некоторые факты своей жизни писатель изменил. Пусть это не станет для вас разочарованием. Когда я обратила внимание на некоторый диссонанс между биографией Паустовского и этой книгой, была несколько озадачена. И успокоилась, определив для себя, что читаю о жизни писателя, но повесть…Читала долго, с чувством, с расстановкой. Не возможно такую книгу, точнее шесть книг, проглотить залпом. «Повесть о жизни» - для гурманов, кто любит медленно вдумчиво вчитываться во фразы и истории, возвращаясь к особо сильным моментам. Широкая палитра слов, точное фиксирование мельчайших деталей поражает и восхищает.
Будучи свидетелем Первой мировой войны, Революции, Интервенции и других масштабных событий, в своем тексте он рисует образную картину происходящего и тех людей, которые его окружали и с которыми ему довелось общаться. Пришвин. Бабель. Булгаков. Багрицкий. Фраерман. Ильф. Зданевичи….
«Было хорошо идти по твердой полевой дороге в незнакомой стране и не знать, куда эта дорога нас приведет. Полевые цветы качались по сторонам. На наших глазах в глубине неба рождались снеговые тучи облаков. И никто – ни тогда на Вепрже, ни потом на протяжении всей жизни – не мог мне объяснить, откуда берутся иногда внезапные порывы счастья, в то время когда ничего особенного не происходит...»
Или: «Государство развалилось как ком мокрой глины. Провинция, уездная Россия не подчинялась Петрограду, жила неведомо чем и бурлила неведомо как. Армия на фронте стремительно таяла…»
Или: «Иногда даже казалось, что никакое учреждение немыслимо без фанерных перегородок и курьерш, и только при наличии перегородок и курьерш учреждение расцветает, кипит ключом, и работа его подвергается всестороннему обсуждению как со стороны собственной «тети Моти», так и всех «тетушек Моть» из соседних - дружественных или враждебных – учреждений. В этих лабиринтах из фанерных перегородок можно было увидеть много любопытных вещей и в первую очередь кассу – унылую клетушку за прорезанным в фанере кривым окошком. В Опродкомгубе над окошком кассы было написано синим карандашом: «Товарищи! Сумму пишите прописью и не утруждайте кассира резаньем денег. Режьте сами!»
Для тех читателей, которые интересуются историей нашей страны, воспоминания Паустовского помогут окунуться в историческую атмосферу, ощутив события, которые так красочно описывает автор. И история предстанет не сухой колонкой цифр, а живой реальной картиной человеческих жизней и водоворот происходящих перемен.
Алла Дарутина,
заместитель директора по библиотечной деятельности